• Тел.: 8 (35130) 5-93-12, 8 (35130) 5-92-90
  • Е-mail: kc92@minsoc74.ru
Главная »  Новости »  Закон и подросток

[Версия для печати]

ЗАКОН И ПОДРОСТОК

 

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов,

есть соблазн словами «Все так делают».

Л.Н. Толстой

 

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди  несовершеннолетних, воспитание правовой культуры подростков.

Задачи:

1. Формирование модели поведения с учетом знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки, представления о видах правонарушений и мерах   ответственности за них;

2. Закрепление знания о понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление;

3. Ознакомление с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление»;

4. Воспитание нравственных качеств и уважения к законам.

 

Введение в проблематику.

 

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.

 

К сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

      Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая,  совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.

     Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер,   и он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание.

     Почему же люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему, казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения? (Подростки не осознают, что нарушают закон и за этим последует наказание).

  - А что такое правонарушение? На конкретных примерах мы разберемся в понятиях: Проступок, Правонарушение и Преступление и видах ответственности

 ПРОСТУПОК – действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

ШАЛОСТЬ - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное  деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

-                   дисциплинарная ответственность, 

-                   административная,

-                   гражданско-правовая,

-                   уголовная ответственность.

СИТУАЦИЯ №1: Тринадцатилетняя Катерина пропускает занятия в школе, говорит, что многие  так делали, а ей что - нельзя.

- Как можно расценивать поведение Катерины, как проступок, правонарушение или преступление?

Следствием неисполнения обязательных велений школьной администрации обучающимися является применение мер воспитательного характера или дисциплинарных мер взыскания.

     Администрация образовательного учреждения наделена определенного рода полномочиями по отношению к обучающимся.

 

                   Цель и задачи  дисциплинарного и воспитательного воздействия

 

      Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание внутришкольных взаимоотношений, регламентации поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса. Помимо этого дисциплина признана способствовать умственному и физическому развитию ребенка, формированию положительных черт его личности. Содействовать усвоению им честных правил и нравственных норм, выработке добрых привычек.

      Для достижения цели меры дисциплинарного и воспитательного характера решают следующие задачи:

      - воспитание гражданственности;

      - уважение прав и свобод других лиц;

      - обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся;

      - формирование правового, позитивного поведения обучающегося;

      - предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков как самим обучающимся, так и другими учениками.

   

           Основания и условия наступления дисциплинарной ответственности

 

      Дисциплина в образовательном учреждении – это строгое и точное соблюдение всеми обучающими порядка и правил, установленных законодательством, уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательного учреждения, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательного учреждения и обучающимися, их родителями (законными представителями).

      Дисциплинарный проступок обучающегося – это противоправное, виновное нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения.

      Признаками дисциплинарного проступка являются:

      - противоправность деяния (запрет совершать определенные деяния);

      - виновность обучающегося (умысел или неосторожность);

      - наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

      - отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

      - достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11 – 12 лет).

      Выделяют 4 признака дисциплинарного проступка:

                      1) субъект;

                      2) субъективная сторона;

                      3) объект;

                      4) объективная сторона.

      Субъект дисциплинарного проступка – обучающийся. Нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении и не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость.

      Субъективная сторона дисциплинарного проступка – психическое отношение обучающегося к совершенному проступку и наступившим последствиям. Характеризуется виной (осознанием и пониманием совершенного деяния), мотивом и целью.

      Объект проступка – то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется либо может быть причинен вред.

      Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения.

      Только при наличии всех четырех признаков состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности.

 

Исключение из образовательного учреждения. Грубое нарушение Устава образовательного учреждения.

 

      На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

       Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения после получения от учащегося письменного объяснения. Применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительной причине не допускается.

      Пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» и пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении частично регламентирует процедуру применения крайней меры дисциплинарного характера в отношений обучающегося – исключение из образовательного учреждения.

      Основанием для исключения служит совершение обучающимся, достигшим 15-летнего возраста, неоднократно грубого нарушения устава образовательного учреждения. Решение о

применений данной меры дисциплинарного характера принимает орган управления образовательным учреждением. Исключение обучающегося из образовательного учреждения должно применяться, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание ученика оказывает негативное влияние на других детей, нарушает права, свободы и законные интересы других учеников и педагогических работников, подрывает нормальную деятельность образовательного учреждения.

      При решении вопроса об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, необходимо учитывать мнение родителей, а также получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

      К грубым нарушениям дисциплины может быть отнесено:

      - распространение сведений, затрагивающих частную жизнь. Честь и достоинство других учащихся, педагогических работников и иных граждан;

      - появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ,  алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

      - обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения ( оружие, патроны и др.);

      - причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

      - угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников. посетителей образовательного учреждения;

      - опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;

      - систематическое (более 2-3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а равно отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;

      - нарушение правил пожарной. санитарно-эпидемиологической безопасности. приведшие к негативным последствиям;

      - недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении( нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

      - организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

      - совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или уголовных преступлений.

             Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме правовым локальным актом руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

      Дисциплинарные и воспитательные меры взыскания должны применяться прежде всего ради достижения полезности. Чтобы другим неповадно было поступать аналогичным образом.

      Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося. 

 

Рассмотрим административные правонарушения  – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.

Административные правонарушения несовершеннолетних:

 - употребление психотропных, наркотических препаратов и их   аналогов без  врачебного назначения;

- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

 - мелкое хищение; мелкое хулиганство;

 - деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения   железнодорожного транспорта;

 - безбилетный проезд;

- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

 - нарушение правил дорожного движения;

- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

 - появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под    действием психотропных или наркотических препаратов,

 - курение в общественных местах.

СИТУАЦИЯ №2:  Подростки распивают пиво на крыльце здания столовой, курят     - Какие же правонарушения совершили подростки в данной ситуации  и  какое наказание  им за это грозит?

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (Ст. 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а ровно распитие ими спиртных напитков влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

- С какого возраста начинается ответственность за административные правонарушения?  

- С 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

- Кто несет ответственность за совершенные действия, если вам ещё нет 16 лет?

 – Родители (Законные представители)

Чаще всего преступления совершают под воздействием алкоголя. Алкоголь  - причина безнравственного поведения, безрассудных поступков, многих болезней. В жизни многих людей бывают ситуации, когда им предлагали выпить какой-нибудь алкогольный напиток, и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. В предложении выпить, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, а затем отказаться от предложенного напитка: объяснив  причины отказа, предложив замену, сделать вид, что вы не слышали, просто сказать «нет» и уйти. Трудней всего отказаться в первый раз под давлением более старших товарищей, но если набраться смелости и отказаться с первого раза, то в дальнейшем уже не будут предлагать, так как будут знать вашу позицию.

 

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

     Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

 

Что такое уголовная ответственность? Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления, предусмотренного нормами УК РФ после приговора суда и реализуемая в том или ином виде наказания, наступает по факту завершения уголовного дела. Основание уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ) это необходимое и достаточное условие привлечения лица к уголовному наказанию. Различают два аспекта основания уголовной ответственности:

1. Фактическое. Основанием является факт совершения лицом общественно опасного деяния.

2. Юридическое. Основанием является наличие в этом деянии состава конкретного преступления. Такого рода ответственность состоит из определённых элементов:

- Необходимость лица отдавать отчет в действиях перед государством, основываясь на нормативах правового законодательства, что является следствием выхода противодействия.

- Признание поступка противозаконным действием по судебному приговору.

- Принятие к преступнику или должнику мер, предписанных судебным решением.

- Появление судимости, которая стала следствием нарушения.

- Возможность налагать санкции на виновное лицо.

- Преступление должно завершаться расплатой.

В кодексе предусмотрен механизм освобождения гражданина от обязанности претерпевать установленные законом лишения и нести наказание при подтверждении определенных обстоятельств (крайняя необходимость, самооборона и т.д.).

Условия наступления уголовной ответственности Ст. 19 УК РФ определяет общие условия наступления уголовной ответственности, при условии что они обладать уголовной деликтоспособностью, а именно – быть вменяемым и достигнуть определенного возраста. От применения к подсудимому данных условий зависит правомерность назначения ему того или иного наказания. Если лицо, которое совершило общественно опасное деяние, не обладает одним их перечисленных в ст. 19 УК РФ признаком, уголовная ответственность исключается. Возраст наступления уголовной ответственности

Согласно ст. 20 УК РФ уголовная ответственность за общественно опасное деяние наступает с шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев преступлений в рамках установленного перечня со сниженным возрастным цензом, в частности: против собственности, личности, общественного порядка и безопасности, уголовная ответственность наступает уже с четырнадцатилетнего возраста. Такое понижение возраста наступления уголовной ответственности, обусловлено повышенной опасностью большинства данных преступлений, осознанием несовершеннолетними их сущности в достаточно раннем возрасте, а так же распространенностью этих видов преступлений именно в среде несовершеннолетних. Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Статья 15 УК РФ выделила следующие категории преступлений:

- Небольшой тяжести, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы.

- Средней тяжести, преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы.

- Тяжкие, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

-  Особо тяжкие, особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

 

Ознакомимся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки  с 14 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.

Преступления, за которые осуждаются подростки с 14 лет:

- совершение убийства ( ст.105);

- умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью (ст.111);

- изнасилование (ст.131);

- похищение человека (ст.126);

- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

 -вымогательство (163);

- угон транспорта (ст.166);

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

- вандализм (ст.214);

- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

- приобретение, хранение  наркотиков (ст.228);

- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

За все другие преступления наказывают с 16 лет.

 

СИТУАЦИЯ №3: Дети вместе с учителем выходят из учебного кабинета и идут в столовую на обед. Один подросток задерживается и крадет деньги из сумки учителя.

Подросток совершил кражу.  Кража, наказывается штрафом,  либо лишением свободы  (Ст. 158 УК РФ).

Рассмотрим следующую ситуацию. Разговор двух подростков: :

- Как надоели мне эти уроки, сегодня контрольная, а я вчера весь вечер в «одноклассниках» просидела. Теперь точно двойку за контрольную получу.

- А хочешь, я сделаю так, что у вас сегодня не будет контрольной?

- Конечно хочу! А как?

- Смотри. (Достает телефон, звонит) Алло, это полиция? У нас в  школе №___ заложена бомба! (Кладет телефон в карман) Вот и все! А ты боялась! Контрольная отменяется!

- За подобные «шутки» человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет.

Кроме этого, родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура района может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. 

В статье УК РФ предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом или исправительными работами, либо арестом, либо лишением свободы до 3-х лет. То же самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи. Ведь потом может случиться так,  что когда по-настоящему потребуется помощь, уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии. Так что, помните, с законом шутки плохи!

 

Рассмотрим ещё одну ситуацию. Девочку-подростка избивает группа девушек.

- Избиение.

Целью избиения (статья УК РФ 116) является стремление причинить физическую боль потерпевшему.

Уголовная ответственность за побои наступает с 16 лет. 

Для возбуждения уголовного дела по данной статье первое, что необходимо сделать потерпевшему, например, после драки (статья УК РФ 116) – обратиться в отделение полиции, где подать заявление и получить направление на прохождение медицинского освидетельствования. Врач во время освидетельствования записывает в карточку потерпевшего все результаты обследования. В заявлении обязательно необходимо указать место и время драки (статья УК РФ 116) (других событий), время и место обращения за медицинской помощью, причину событий, какой вред был причинен. В случае присутствия свидетелей – указать их ФИО и контактные данные (телефоны и адреса).

Потом потерпевшим пишется просьба о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности. Рассмотрение дела по данной статье происходит в мировом суде. Заявитель после подачи заявления ожидает вызова в суд. На процессе мирового суда со стороны обвинения присутствует частный обвинитель и свидетели пострадавшего. 

116 статья УК РФ предусматривает в качестве наказания: 

  штраф в размере дохода осужденного за период до 1 месяца или в размере заработной платы; 

• штраф в размере до 100 минимальных окладов оплаты труда; 

• исправительные работы на срок до 6 месяцев; 

• обязательные работы на срок 120 – 180 часов; 

• арест на срок до 3 месяцев. 

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ: штраф,  обязательные работы; лишение свободы на определенный срок; исправительные работы; арест; лишение права заниматься определенной деятельностью.

Судом предусмотрена ещё такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, что сделал для себя правильные выводы из приговора суда и больше не нарушит закон. В течение испытательного срока виновный находится под контролем правоохранительных органов и, если не совершит нового преступления, наказание погашается.  Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит условное  наказание и направит его в места лишения свободы. Закон становится суровым к тем, кто не встал на путь исправления.

Делаем выводы: слова Л.Н.Толстого:  «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».  Никогда не надо повторять чужие глупые поступки.

Хочется сказать, что совершая правонарушения, человек не только нарушает закон, но и причиняет боль своим родным и другим людям.

Каждый из вас – человек, личность, а не часть стада!

Большинство людей обладают духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение её слушать, обладание внутренним миром.

Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий.

Древняя пословица гласит: злой плачет  от зависти, добрый  - от радости.

 

Маленькая консультация в виде вопросов и ответов:

1. В случае задержания несовершеннолетнего, кому работники полиции обязаны немедленно сообщить?

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. Кто при этом  должен присутствовать и что должно оформляться.

3. В какое время Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних? 

4. Кто обязательно должен присутствовать при допросах или беседах с несовершеннолетними, являющимися свидетелями, а возможно и подозреваемыми в совершении преступления?

5. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту?

 

Ответы:

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

  Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые! Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

  Допрос несовершеннолетнего должен проходить при (родитель, классный руководитель, психолог, любой педагог, директор школы) адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

- Анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях (таких ситуация сегодня на занятии мы обсудили много), вы научитесь делать свой выбор и можете избежать много ошибок. Да, действительно,  на подростков может быть оказано сильное отрицательное влияние старших ребят,  обстановка в семье – невыносимой, но все-таки в конечном итоге, как поступить, выбирает сам подросток. Ведь ему надо будет нести ответственность за свои решения. Никто не имеет права снять с него ответственности за его поступки. Закон суров к тем, кто  его нарушает.

 

Уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью является Главное управление юстиции Челябинской области  (г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 81, тел. (351) 265-68-99).

 

Официальная группа ВКонтакте по бесплатной юридической помощи


Дата публикации: 25 сентября, 2020 [11:42]
Дата изменения: 25 сентября, 2020 [11:49]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.