Наркотические вещества, наркозависимость и их последствия
Употребление алкоголя или наркотиков прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение детьми до 14 лет. И дети должны четко осознавать это. Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков. Мифы живучи, но далеко не все люди выпивают, курят и принимают наркотики.
Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными веществами (ПАВ). Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания.
К токсикоманическим средствам относятся:
1. разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие ароматические углеводороды (бензол, толуол);
2. медицинские препараты с седативным или снотворным действием (седуксен, реланиум, реладорм, тазепам, фенобарбитал);
3. медицинские препараты с галлюциногенным эффектом (циклодол, паркопан, тремблекс, кетамин, калипсол).
Наркомания - тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которой является пристрастие к какому-либо химическому веществу, вызывающему приятное психическое состояние - “эйфорию” или измененное восприятие реальности.
Токсикомания - это тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических веществ, способных вызывать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Следует сказать, что многие токсикоманические вещества не менее опасны для человека, чем наркотики.
Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания
Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.
1. Первые пробы. Они возможны “во дворе” или даже в учебном заведении из любопытства, стремления “стать как все”, при определенном стечении обстоятельств.
2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.
3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.
4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному - во что бы то ни стало - введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.
5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта), в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).
6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику, и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз, по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.
Развитие заболевания
Наркомания или токсикомания - тяжелые по течению и своим последствиям заболевания. Длительность отдельных стадий развития болезни различны и зависят от возраста, вида наркомании, темпа нарастания дозировок, общего состояния организма и ряда других причин.
1 стадия: в зависимости от вида наркотика или токсиканта достаточно быстро, в течение 1-2 месяцев или после 1-2 - кратного введения препаратов в организм, развивается психическая зависимость. Диагностическим критерием наличия индивидуальной психической зависимости служат случаи употребления препаратов в одиночестве. Это - признак сформировавшегося болезненного влечения к наркотику или токсиканту.
2 стадия: имеет место психическая и формируется физическая зависимость, готовность организма к абстинентному синдрому. Начинается утрата эйфорического компонента действия психоактивного вещества. Проявляется токсическое действие наркотика, которое зачастую отличается злокачественностью течения и тяжестью осложнений (прежде всего – со стороны центральной нервной системы).
3 стадия: конечная. Максимальная физическая зависимость от наркотика, наступление тяжелых, необратимых изменений в организме в целом и в психике, вплоть до инвалидизации и гибели. Введение психоактивного вещества производится уже не с целью достижения эйфории, а с целью избегнуть развития абстиненции.
Некоторые признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ
Токсикомания средствами бытовой химии
Основными токсическими агентами, которыми чаще всего начинают пользоваться несовершеннолетние, являются средства бытовой химии, содержащие ароматические углеводороды. Одурманивание происходит путем вдыхания паров бытовой химии. Нередко подростки объединяются в группы по пять-десять человек, которые собираются для этого в самых различных местах (подвалы, чердаки, лифты).
Мотивом для употребления клея является достижение состояния различной степени помрачения сознания с наплывом разнообразных и управляемых галлюцинаторных переживаний, которые носят законченный сюжетный характер. На сленге это называется “смотреть мультики”. Наиболее часто возникают сюжеты из боевиков, порнографических фильмов, в которых сам опьяневший может принимать активное участие.
Признаками острой интоксикации средствами бытовой химии являются покраснение кожных покровов, отечность лица, затрудненное дыхание через нос. Язык часто обложен желтоватым налетом, глаза блестят, зрачки расширены. Отмечаются нарушение координации движений и дрожание рук. Речь отрывистая, ответы на вопросы обычно короткие. Характерно состояние некоторой оглушенности, несмотря на возможную активность подростка. Настроение может быть как благодушно-веселым, так и злобно-тоскливым. Иногда чувствуется резкий “химический” запах, следы клея на лице, одежде подростка.
Гашишевая наркомания
За гашишем закрепилась коварная и неправильная слава ”безопасного наркотика”. Употребление гашиша в виде курения стало массовым явлением среди молодежи. В некоторых молодежных группах марихуана заменила собой традиционный алкоголь.
Для гашишевого опьянения свойственно состояние безудержной веселости, приступы смеха, неадекватные ситуации. Координация движений расстроена, нарушается восприятие размеров предметов и их пространственных отношений. Например, опьяневший боком проходит через достаточно широкую дверь и нагибается, находясь в комнате с высоким потолком. Общие вегетативные реакции при употреблении гашиша могут быть разнообразны: резкое расширение зрачка, но иногда и его сужение, покраснение или бледность кожных покровов. Если курение наркотика происходило в плохо проветриваемом помещении, то от одежды может исходить специфический резкий запах “жженой травы”. Гашиш не только сам разрушает организм, но провоцирует нередко потребление самых опасных наркотиков.
Интоксикация галлюциногенами
Для интоксикации психоделическими наркотиками, такими как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), фенциклидином, мескалином или лекарственными средствами, обладающими подобным действием: калипсолом и циклодолом, - характерно состояние оглушенности и помрачения сознания. Окружающий мир воспринимается искаженно, либо не воспринимается вообще. Человек в состоянии интоксикации может не воспринимать обращенной к нему речи или неадекватно отвечать на вопросы. На лице - выражения изумления, любопытства, но могут быть эмоции страха, ужаса. Отражением наличия галлюцинаций служат попытки взять несуществующие предметы, разговаривать с несуществующими людьми. Отмечается общая пассивность в поведении, координация движений нарушена. Зрачки широкие, кожные покровы бледные, слизистые оболочки сухие.
Опийная наркомания
Чрезвычайную опасность представляет распространение различных дериватов опия, от относительно дешевых и кустарно приготовленных наркотиков - “черняшки” - до героина, нелегально ввозимого на территорию России. Дериваты опия являются, пожалуй, самым опасным наркотиком в плане формирования наркоманической зависимости.
Об интоксикации веществами опийной группы свидетельствуют: бледность кожных покровов, сухость слизистых оболочек, сужение зрачка с резко сниженной реакцией на свет. Сознание, если нет передозировки, ясное. Настроение характеризуется “сладостной” истомой, ленивым благодушием, эйфорией. Координация движений практически не нарушена. При употреблении героина и других препаратов опия практически полностью отсутствует агрессивность, злоба. Для этой группы наркотиков характерен как внутривенный способ применения, так и вдыхание мелкокристаллического порошка героина через нос. Для опийной наркомании характерны наиболее яркие проявления синдрома абстиненции, который сопровождается потливостью, чередующейся с ознобом, слезотечением, насморком. Иногда отмечается понос, разнообразные болевые ощущения, локализованные преимущественно в мышцах, в сочетании с неусидчивостью.
Интоксикация психостимуляторами
Начиная с восьмидесятых годов, получили распространение такие психоактивные вещества. Наркомания, вызванная приемом психостимуляторов, отличается тяжестью течения и опасностью осложнений.
Для острой интоксикации психостимуляторами характерна бледность кожных покровов, расширение зрачков, блеск в глазах. Принявший эти наркотики весел, оживлен. Отмечается высокая двигательная активность, навязчивость к окружающим. Темп речи быстрый, суждения поверхностны и непоследовательны. При внутривенном введении психостимулятора наблюдаются многочисленные следы инъекций по ходу вен, обычно на верхних конечностях. Систематический прием наркотиков сопровождается нарастающим дефицитом массы тела, нарушениями сна, неврологическими расстройствами, которые указывают на диффузное поражение центральной нервной системы.
Употребление «экстази»
Распространение «экстази» связано с развитием индустрии развлечений в нашей стране. Используется «экстази» чаще как «дискотечный наркотик» для облегчения восприятия современной высокоритмичной музыки и позволяет много часов танцевать, не чувствуя усталости. «Экстази» дорог, и обычно его потребители достаточно быстро переходят на систематический прием кокаина или героина, которые существенно дешевле.
Потребление наркотиков - причина эпидемии ВИЧ-инфекции и гепатитов
С ростом потребителей психоактивных веществ наблюдается увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами “В” и “С”, сифилисом, передающимия как половым путем, так и при внутривенных инъекциях одним шприцом несколькими наркоманами. В Российской Федерации основной причиной заражения гепатитами и ВИЧ-инфекцией является внутривенное потребление наркотиков: Более 90 процентов инфицированных этими заболеваниями являются потребителями наркотиков.
Как правило, гепатиты приобретают хроническое течение, могут протекать бессимптомно, скрыто. Достаточно примеров, когда гепатит у наркоманов выявляется “случайно”, при обследовании у врача. Эти лица становятся одним из основных источников возбудителя инфекций. Если гепатит приобретает хроническое течение, то в настоящее время у медицины нет средств для полного его излечения. Обычно гепатит в течение 10 –15 лет переходит в цирроз печени, что является, по сути, гибелью органа, а затем и человека. Следует сказать, что при потреблении наркотиков разрушение печени у больных гепатитом происходит существенно быстрее.
При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) лабораторная диагностика и клинические проявления заболевания появляются не сразу, но все это время человек является источником (носителем) вируса ВИЧ-инфекции. Следует сказать, что заболевание ВИЧ-инфекцией, конечной стадией которого является синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД), на сегодняшний день в 100% случаев заканчивается смертью больного через 3–7 лет с момента заражения.
Заражение вирусными гепатитами и ВИЧ-инфекцией потребителей психоактивных веществ может происходить несколькими путями:
- при использовании одного шприца, иглы, ваты, воды для «промывания» несколькими наркоманами;
- при приобретении готового раствора, который может быть заражен при производстве наркотика;
- употребление стимулирующих препаратов часто сопровождается беспорядочными половыми связями, что создает дополнительные возможности для распространения ВИЧ, гепатитов и сифилиса.
Учитывая вышеизложенное, необходимо довести до вашего ребенка не только о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, но и о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как ВИЧ, гепатиты, сифилис, что может послужить дополнительным аргументом против начала или продолжения употребления, особенно внутривенного, психоактивных веществ.
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками
1. Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
2. Появляется отчужденность, эмоционально “холодное” отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
3. Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
4. Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
5. Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
6. Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
7. Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
8. Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
9. Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.
10. Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
11. “Беспричинное” сужение или расширение зрачков.
Внимание!
Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности психиатром-наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
1. Вызвать “Скорую помощь”.
2. Повернуть на бок.
3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
4. Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
5. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту - искусственное дыхание “изо рта в рот”.
Способы вовлечения в наркоманию
Ни один наркоман не намеревался попасть в наркотическое рабство. Никто из тех, кто применяет наркотики, не делает это с целью выработать пристрастную зависимость. Все они либо удовлетворяют собственное любопытство ("А ну-ка, проверим - что такое галлюцинации", "а ну-ка, правда ли, что наркотики дают наслаждение?"), либо пробуют наркотики в угоду уважаемой компании. Либо в угоду лично себе - когда уже пристрастились.
Первые шаги в наркоманию подростки осуществляют под девизом "Один раз попробую - и все!" Но обстоятельства складываются так, что аналогичные ситуации повторяются - за первым случаем (а он оказался совсем не страшным!") следует второй, третий. Причем петля наркомании с каждым разом постепенно затягивается все сильнее и сильнее ... Причем сам подросток этого не замечает и не ощущает. До поры. до времени.
Каковы же типичные сценарии вхождения в мир наркомании? Приведем самые типичные из них.
Случай "хвастовство и зависть"
Друзья подростка неоднократно и "взахлеб" хвастали, что накануне вечером очень славно провели время: собрались на квартире одного из старших по возрасту парней и, кроме обычных развлечений, курили "травку". Было как никогда весело. "Брось ты свои книжки - заходи хоть на часок!" - приглашают они подростка. Воображение рисует ему весьма заманчивые картины развлечений. Любопытство и зависть со временем берут свое и он в ответ на очередное приглашение соглашается прийти...
Случай "дружеская шутка"
Подросток приходит к другу на квартиру, где они намеревались тайно покурить сигареты. Но на этот раз друг пошутил – предложил импортные сигареты, от которых возникли неведомые раньше ощущения и беспричинный смех. После обмена мнениями о том, что "классно время провели" тайна открывается: друг сообщает, что сигареты были с марихуаной.
Так нежданно-негаданно приобретен первый наркотический опыт. Причем опыт оказался "совсем не страшным!". В другой раз и сознательно можно будет покурить те же сигаретки, коль страха и настороженности нет! (сигареты с добавлением марихуаны выпускают в США).
Случай "дружеский шантаж"
Подросток зашел к другу, где собралась компания авторитетных друзей. Оказалось - курят марихуану. Предлагают попробовать. На колебания и нерешительность подростка раздаются подхлестывающие вопросы типа "Ты что - слабак?", "Ты что - трусишка? Попробуй – тебя не убудет!"
Не хочется подростку терять свой авторитет. Тем более – перед симпатичной девушкой, оказавшейся здесь же, в компании. Приходится с наигранно невозмутимым видом курить .... Как кажется кстати пригодился здесь старый "грешок" - приобретенный ранее навык курения обычных сигарет!
Случай "в угаре пьяном... "
Отмечали чей-то день рождения, где подросток подвыпил и во хмелю - без всякого нажима со стороны присутствующих – залихватски согласился курить марихуану. Ведь настороженность утрачена (если она была), а пьяному море по колено! Тем более что родители и учителя кажутся где-то там, далеко-далеко. Они теперь в другом, трезвом мире.
Случай "амурный шантаж"
Девчонка влюбилась в серьезного, "дельного" парня. Влюбилась на зависть подругам. Парень, оказалось, курит. И девчонку приучил. Постепенно выяснилось, что он и от наркотиков не свободен. В один "прекрасный" день он предложил и девчонке выкурить марихуаны "Милая, ну только один разочек!". В ответ на отказ, поставил условие: "Или мы - единое целое, и все у нас - пополам, или мы навсегда врозь".
Что же делать - потерять любимого? А что скажут подружки, бросил? А ревность к будущей сопернице! Приходится принять наркотик. Только один разочек? - Нет. последуют и другие...
Случай "затейница Елена"
У Гомера в "Одиссее" изложен эпизод: Елена, пожелавшая поднять настроение у загрустившей компании, тайно прибавила к вину сок мака, полученный ею от египетской царицы Полидамны:
"Тот, кто вина выпивал, С благотворным слитого соком. Был весел весь день И не мог бы заплакать"
Случай "новый коктейль"
Стремясь добиться сексуальной взаимности от своей неприступной девушки, парень устраивает внеочередной день рождения. Угощает алкогольным напитком с подмешанным в него кокаином. От такого "коктейля" девушка доходит до желанной "кондиции". В другой раз этот сценарий опять повторяется. Возможен вариант с конфетами.
Случай "наркомафиозный шантаж"
Ослабленный болезнями подросток, естественно, нуждается в друге-защитнике. И вот, якобы случайно, такой друг появляется: он старше, силен, его все боятся во дворе. Когда дружба окрепла, и все не смеют "даже пальцем тронуть" подростка, наступает переломный момент. Друг предлагает попробовать классную штуку – подарок друзей. Надо лишь легонько уколоться иголочкой со шприцом. "Это не больнее, чем прививка!" - успокаивает подростка "друг". В ответ на отказ, он возмущенно высказывает нежелание дружить с таким "слабаком, молокососом, слюнтяем, маменькиным сыночком"... Разве можно потерять дружбу такого надежного защитника и друга? Приходится идти на попятную - как собачка за хозяином, бежать за ним, предлагая себя под иглу... А ведь друг-то оказался не простым - это замаскированный агент наркомафии, сбытчик наркотиков. Это он, таким образом, формирует себе группу клиентов-заказчиков, группу потребителей. Нетрудно догадаться, что он был "покровителем" не только для упомянутого здесь подростка. Есть у него и другие "подзащитные".
Рассмотренный случай - очень "крутой". Такой способ вербовки (сразу колоться) применяется редко. К уколам подбираются медленно, по хорошо отработанным "ступенькам": сначала научают курить табак, затем пить пиво, далее - вино, водку; потом - марихуана и другие продукты конопли, затем друг за другом стимуляторы - амфетамин, экстази, кокаин; когда они уже не помогают - меняют метод введения (заменяют таблетки на шприцевые инъекции или курение): а после инъекций уже ничто не страшно - можно вводить морфин, героин... Но тогда это уже не наш подросток - это уже совсем новый человек. Это развалина, тяжело больной человек, преждевременно состарившийся одним словом - настоящий наркоман.
Случай "восточная торговля"
В странах Ближнего Востока и Африки иностранцам не рекомендуется покупать продукты питания в уличных и рыночных киосках, палатках и с рук. Там в продукты подмешивают наркотики - формируют контингент склонных к наркомании лиц, формируют рынок сбыта.
Случай "посадить на иглу"
Морально устойчивых и отвергающих наркотики подростков, особенно девушек, стремятся завлечь в компанию "своих". Там, как правило после выпивки, одни злоумышленники ненавязчиво, но цепко. удерживают жертву за руки и за ноги, а еще один "исполнитель" вводит ей наркотик шприцом. Ясно, что эта процедура значительно облегчается, если жертва под большим алкогольным или лекарственным опьянением (если снотворное подмешано в вино). И совсем уж процедура без проблем, если жертва в беспамятстве.
Случай "японская вербовка"
Сообщалось в прессе о применении этого метода в Японии. Но он интернационален, не имеет родины и применяется мафией везде, где необходимы девушки для публичных домов. Если девушка не принимает предложение поступить на такую работу, ее отслеживают в другой день на улице. Подъезжает легковой автомобиль, два хорошо одетых парня выходят из него. аккуратно хватают девушку под руки, насильно усаживают в автомобиль и увозят. На ходу делают насильственную инъекцию - большую дозу, и она засыпает. После признаков начала пробуждения ей вводят большую дозу наркотика, от которой она теряет сознание. Потом при признаках пробуждения - вновь такая же доза. И затем так далее. В течение недели длится этот беспробудный сон и наркотическая переделка нервной системы. Затем девушку отпускают, объяснив, что она стала наркоманкой и всегда может получать здесь наркотики в обмен на работу в публичном доме. Все "обработанные" таким образом узницы гневно покидают притон.
Но многие из них затем вынуждены возвращаться за наркотиками – в обмен на упомянутую работу.
Случай "сердобольный друг"
У парня трагедия: любимая девушка ушла к другому. Мучительная душевная боль лишила сна и покоя. Но выручил друг; пожалел, избавил от мучений, предложив "уколоться и забыться". И действительно, трагедия поблекла и забылась. Но только до протрезвления. Потом возвратилась опять. Пришлось повторить наркотическое забытье. Потом еще. А когда трагедия быльем поросла, выросла новая трагедия - наркомания!
Случай "живой товар"
Гаремам южных стран всегда нужно пополнение. Стало быть, спрос есть. А где есть спрос, есть и предложение. Особенно, если оплата высокая.
В портовом европейском городе неосторожная девушка знакомится с незнакомцами, которые при отсутствии свидетелей насильственно вкалывают ей большую дозу наркотика. Сонную ее доставляют автомобилем в порт и бросают в трюм корабля, где ей и ее спутницам (таким же узницам-землячкам) периодически повторяют укол. Так, не просыпаясь несколько суток, они пробуждаются уже в чужой стране, в гаремах. Теперь у них впереди только гаремное будущее и наркомания. Ведь не догадаются же родители и милиция искать их там и вызволять из неволи.
Случай "атакован до появления на свет"
Молодая особа в течение 2 месяцев не знает о своей беременности и ведет обычный "современный" образ жизни - употребляет спиртное ("не так чтобы очень, а так, как все"), курит сигареты. Жизнь будущего ребенка формируется в ее крови – в привычной для ее взрослого организма, небольшой концентрации алкоголя. Но для крошечного существа эта концентрация не только непривычна, но и настолько крепка, что заставляет его сильно "встряхнуться", празднуя неизвестно что. Такие алкогольные атаки - начало привыкания к алкоголю и никотину. Хорошо, если узнав о беременности, мамаша перестанет пить и курить. Но, к сожалению, чаще бывает что нет. не бросит: лишь уменьшит дозы. А ведь и они для крошечного существа остаются большими...После рождения, "встречи" ребенка с алкоголем и никотином прекратятся (если при кормлении грудью выпивки и курение мамаша прекратила). Но потом, через 10-14 лет первые же встречи подростка с алкоголем и никотином сразу же ему понравятся.
Случай "искусственная храбрость"
Новобранец участвует в боевых действиях в "горячей точке". Но его донимает страх из боязни погибнуть или быть раненым. А "дембель" (оканчивающий срочную службу сослуживец) выручил: стал перед боем угощать анашой. Больше страха не было... Но появилась "одна, но пагубная страсть"... Интересно: всегда ли теперь новобранец стрелял в чужих'.' Может, будучи под галлюцинаторным кайфом, он стрелял в кого попало? Может погибший впоследствии дембель погиб не от пули моджахеда?
Вольно или невольно этому процессу помогают средства массовой информации: телевидение берет интервью у развратных элементов, которые "все пробовали", а теперь якобы - нет. Тем самым у подростков подсознательно складывается мнение, что попробовать наркотик - не грех и не опасно.
Кратко напомним стадии процесса вхождения в наркотическую страсть:
- пробный прием наркотика;
- непостоянный прием;
- прием, связанный с проблемами личной жизни;
- конфликтное состояние внутренней борьбы разума и страсти;
- заинтересованность в лечении и лечение;
- образ жизни без наркотиков (если удастся!).
Не все потребители наркотиков последовательно переходят из стадии в очередную стадию: одни прекращают пагубную забаву (кто обладает неистощенной нервной системой сильного типа и силой воли, а кто попался "на горячем" - по воле родителей и воспитателей и т.д.); кто-то прекращает только после прохождения всей шкалы наркозависимости, а кто-то никогда не сможет прекратить...
Эта 6-стадийная схема повторяется в развитии любой наркотической зависимости - от никотина до героина. Поэтому не имеет значения смена одного вида наркотика на другой. Понятно, что перечислявшиеся в этом разделе способы вовлечения в наркоманию применяются лишь на 1-й и 2-й стадиях. А далее развивается автоматическое "самововлечение" - пристрастие само привязывает наркотику все сильнее и сильнее.
Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут научить их знаниям об алкоголе, табаке и наркотиках. Для этого понадобится определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но Вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы.
Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может выручить и в общении с другими взрослыми.
Прием 1: Постарайтесь показать Вашему ребенку, что Вы его понимаете.
Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей: Демонстрируйте ребенку, что Вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и так далее). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2: Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела"
Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут Вам иное. Когда слова не соответствуют "языку тела", всегда полагайтесь на "язык тела".
Прием 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами.
Это могут быть Ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов.
Помните, что тон голоса связан со смыслом Ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте Вашу заинтересованность в нем.
Для этого подойдут короткие фразы, показывающие Ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не верю!" и тому подобное.
Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят "нет", когда им предлагают алкоголь и наркотики. Точно так же, как существует 5 приемов умения слушать, мы можем предложить родителям 5 принципов формирования самоуважения ребенка.
Принцип 1: Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.
Принцип 2: Помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
Принцип 3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: "Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать", чем: "Ты не должен лазить по заборам - это глупо (или: "так делают только дураки")".
Принцип 4: Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды, и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.
Принцип 5: Показывайте ребенку, как Вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: "Я люблю тебя" помогут ребенку ощущать Ваше хорошее отношение к нему.
Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же, как и полные; в них могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. В то же время научные исследования свидетельствуют, что психологические проблемы детей разведенных родителей схожи с проблемами детей пьющих родителей.
Каждый из родителей имеет различные ценности и не один способ их применения в вопросах предупреждения потребления алкоголя и наркотиков. Вероятнее всего, что Ваш ребенок будет перенимать Вашу точку зрения и суждения, наблюдая, как семейные ценности влияют на Ваше поведение. Вот 4 принципа, которые могут помочь предотвращению приобщения ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.
Принцип 1: Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся предупреждения пьянства и потребления наркотиков.
Принцип 2: Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что "так делают все".
Принцип 3: Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.
Принцип 4: Выработайте у себя убеждения и привычки, и это очень важно, которые помогали бы Вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков. Несомненно, что Ваши жизненные принципы являются ключом к здоровью Ваших детей. Ваш ребенок сможет руководствоваться полученными в детстве, важными и предпочтительными с его точки зрения стандартами, когда окажется в принуждающей его к употреблению алкоголя или наркотиков ситуации.
Существуют технические приемы или последовательности действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков. 5 из них перечислены ниже.
Прием 1: Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите Вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
Прием 2: Изучите с Вашим ребенком значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список о недруге. Пока Ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.
Прием 3: Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать нет, когда на них оказывают давлению. Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
Прием 4: Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростками считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь Вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте Вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом скрытых компаний, то есть неконтролируемых взрослыми. Сомнительно, что два последних требования применимы к российским условиям. Однако, безусловно, родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем те проводят свое время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствие взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.
Прием 5: Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка. Например, в некоторых школах и подростковых группах спонсорами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга положительные ценности. Может быть, у Вас появится желание побольше узнать о такой программе в школе, где учится Ваш ребенок.
Приведенная информация является интересной тем, что в ней представлена позиция медицинских работников. Они позволяют посмотреть на проблему широко, прежде всего, с медицинской точки зрения. В памятке приведены полезные рекомендации по оказанию первой помощи, что может быть актуальным в настоящее время.
В данном материале освещены вопросы профилактики наркозависимости, причины наркозависимости и пути которые могут реализовать родители.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.