В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную позицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.
Существует целый ряд социальных функций семьи, это:
· воспитательная – социализация молодого поколения;
· хозяйственно – бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
· экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
· функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
· духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
· социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
· досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
· эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
· социальная функция семьи – социальная защита семьи государством, посредством создания нормативно – правовой и законодательной базы в сфере социально – правовой охраны и защиты прав и интересов материнства и детства, а также семьи в целом
Семья является важнейшей средой формирования и функционирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет. Впервые недели жизни при обычных условиях мать ребенка является главным интенсивным эмоциональным стимулом. Исследования психологов доказали, что отсутствие матери затрудняет психофизическое развитие ребенка.
Индивидуальность ребенка и семью объединяет взаимный интерес, родственная привязанность, зависимость друг от друга, однако в реальности их отношения могут носить противоречивый характер. Поэтому в процессе социализации ребенка семья должка исходить из разумного сочетания трех важных принципов:
· ребенок — индивидуальность, имеющая свои потребности физиологические и социальные, которые для достижения успешной социализации необходимо удовлетворять;
· другие члены семьи также имеют свои потребности, реализация которых позволяет каждому ее члену воспринимать себя как индивидуальность, причем осуществление этих потребностей связывается с удовлетворенностью собственной жизнью;
семья как целостная система также имеет потребности, удовлетворение которых укрепляет семейный коллектив, создает условия для его успешного функционирования как единого организма
Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития (далее –ЭИ). Перед тем как в действие вступает ваше рациональное мышление, вы оцениваете происходящее с эмоциональной точки зрения. Именно связь между вашими эмоциональной и рациональной зонами мозга является физическим источником эмоционального интеллекта. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы».
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам.
Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Качества и способности, включаемые в определение ЭИ, необходимы для успешности не только в учебных взаимоотношениях, но и в построении таких социальных связей как дружба, любовь, семья, в которых ученики с высоким баллом по ЕГЭ часто бывают «не удачливы». «Горе от ума!» –традиционно говорят в таких случаях. Но вернее было бы сказать: «Горе от неверной ориентации ума».
Эмоционально разумные люди обладают хорошо развитым самосознанием. Они могут управлять своими эмоциями, избегая непреодолимой депрессии, чувства тревоги или злости. Такие люди эмоционально сообразительнее и потому часто добиваются больших успехов.
«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», «В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой.
Некоторые родители являются одаренными эмоциональными учителями, другие –отвратительными». Следует отметить, что большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает. Родителей, которые учат управлять эмоциями, называют «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения. Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, выделяют три типа:
1. Отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
2. Неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
3. Невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимит поведении своих детей.
Процесс эмоционального воспитания, которые могут использовать родители, состоит из пяти этапов:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
Необходимо знать, что эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда вы эмоционально близки со своими детьми, вы больше в них вкладываете, а значит, можете оказать на них большее влияние. Ваше положение позволяет вам быть строгим. Если вы видите, что ваши дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, можете сделать им замечание. Вы не боитесь устанавливать границы. Не боитесь сказать, что они вас разочаровали, когда знаете, что они могут сделать лучше. А поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение, они не хотят вызывать ваше недовольство.
Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать своих детей и управлять ими.
Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.
Сегодня родители должны сделать нечто большее, чем обеспечить детей питанием, дать им хорошее образование и привить твердые моральные принципы. Им приходится заботиться о выживании своих детей. Как мы можем уберечь их от эпидемии насилия, которая вошла в молодежную культуру нашей страны? Каким способом можем убедить их отложить начало половой жизни до тех пор, пока они не станут достаточно зрелыми, чтобы сделать ответственный и безопасный выбор? Как можем научить думать о своем здоровье, чтобы они воздерживались от злоупотребления наркотиками и алкоголем? На протяжении многих лет исследования социологов доказывают, что дети втягиваются в антиобщественное, противоправное поведение в результате проблем в своих семьях, таких как супружеские конфликты, разводы, физическое или эмоциональное отсутствие отца, насилие в семье, плохое воспитание, безнадзорность, наркомания и бедность.
В настоящее время дети переживают трудные времена, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям.
Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни.
Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым.
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
У хороших отца и матери — хорошие дети.
Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье.
Внимание!!! Для ребенка важно чувствовать небезразличие. Иногда он прощает даже крик и побои, но отсутствие тепла, отстраненность простить сложно. Дети из таких семей чаще других оказываются в плохих компаниях, пополняют ряды наркоманов, алкоголиков. Правильное психическое формирование происходит только на основе любви. Нравственное поведение, уравновешенность характера рождается из глубокого психологического контакта.
Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в становлении личности, какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.
Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания и каждый стиль семейного воспитания имеет свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями.
Условно, все типы можно подразделить на три варианта:
ü Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
ü Детоцентрический, где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
ü Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.
И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.
1. Авторитетный
2. Авторитарный
3. Индифферентный
4. Либеральный
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
Особенности: Название, говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
Последствия
При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
Рекомендации
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Особенности: Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
2 вариант – развитие деспотической личности:
Рекомендации
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Особенности: И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
Последствия
При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Рекомендации
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
Особенности: При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
Рекомендации:
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.
Спасибо за внимание!!! Успехов Вам и вашим детям!!!
Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье.
Тест «Стиль семейного воспитания»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачным?
А. "Если вам нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться". (Эдгар Хоу)
Б. "Цель воспитания – научить детей обходиться без нас". (Эрнст Легуве)
В. "Детям нужны не поучения, а примеры". (Жозеф Жубер)
Г. "Научи сына (дочь) послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному". (Томас Фуллер)
4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять интерес, возникающий у детей к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом.
А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь, это должны сделать родители.
5. Как Вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.
7. Как Вы отнесетесь к сквернословию Вашего ребенка?
А. Постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пересекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок имеет право выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите Вы его?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь "вывести его на чистую воду" и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
Стиль поведения |
Номера вопросов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?